Соль дороже рыбы

Еще в 19 веке астраханские рыбаки предпочитали не солить пойманных белуг и осетров, а доставать из них икру, клей и визигу и отпускать на волю Божью. Как всегда - во всем виноваты цены. Из записок моряка-художника Александра Боголюбова о путешествии в астраханскую землю в 1861-1862 гг.: "Перед нами выплывала из громадного разлива Волги, что твоё море, русская Венеция - это Астрахань!.."

 

В прибрежных камышах и тальнике стоят рыбные ватаги. Это самые ужасные комариные вертепы. Вечером, когда мы стали на якорь, я съехал на одну из них, и, несмотря на всю лютость всякой "мушкары", мне довелось видеть чудную картину, которую я никогда не забуду. В это время был вытащен к берегу невод. Скоп рыбы был так велик, что дотаскивать вплотную не бывает возможности, ибо тяжесть прорвёт сеть, а потому вокруг невода стоят люди и держат его крылья повыше воды.

 

 

Делом этим занимаются преимущественно бабы. Некоторые стоят по горло в воде, а где очень глубоко, то тут поддержка идёт с лодок. В середине невода работают рыбаки, они хватают рыбу за хвост и мечут её на берег. Работа кипит, всё кругом плещется и серебрится. Добыча, как непрерывный фонтан, летит по золотистому небу, шлёпаясь на землю. Прибавьте к этому говор, крик, шум, плеск воды и её пыль, в которой всё это тонет, и, право, жаль, что такой прелести не изобразишь!

 

 

На другой день, встав рано утром, я присутствовал при возвращении ребят с ловли. Подошли к берегу до 40 лодок, и стали они выгружать красную рыбу - осётры и белуги. Пластуны притащили вёдра, корзины, бочки и стали пластать рыбу, вынимая прежде икру, потом клей и, наконец, визигу. После чего туша бросалась в море и плыла на волю Божию.

 

 

"Отчего же вы не солите эту прекрасную рыбу?" - спросил я хозяина. "Эх, барин, да соль-то втрое дороже стоит, чем рыбина, да и куда её девать!" Визигу и клей развешивают гирляндами на колья, а икру кладут в песчаный погреб.

 

Ваша заявка успешно отправлена.

В наши менеджеры свяжутся с вами
в ближайшее время

Благодарим за ваше обращение.