Сарай-ал-Махруса
Первая столица Золотой Орды - Сарай-Бату, находящаяся в границах сегодняшнего Харабалинского района Астраханской области, была богатым и красивым - «великим» - средневековым городом мирового значения. В то время он был больше чем Рим, Париж и другие европейские города, а сегодня это «приволжские Помпеи». На обрывистом, высоком берегу Ахтубы раскинулось большое село Селитренное. Бугры, степная тишина, полынный ветер - и не верится, что все огромное пространство вокруг - до самой далекой гряды холмов - когда-то занимал огромный золотоордынский город. И остатки его дворцов, мавзолеев, ремесленных кварталов, гончарных мастерских и караван-сараев ныне погребены под этой землей, заросшей разнотравьем. Городище «Сарай-Бату» является остатками первой столицы Золотой Орды - Сарай-Бату. Оно было известно также под названиями Сарай-ал-Махруса, Старый Сарай.
Ханская ставка
Внук «потрясателя Вселенной» Чингиз-хана Бату-хан основал этот город в 1242-1254 годах и сделал его столицей Золотой Орды. Сарай-Бату. как называли город, был построен в короткий срок и стал административным центром.
Говорят, что население Сарай-аль-Махруса было многонациональным и многоконфессиональным. В городе строились мечети, церкви, синагоги и даже буддийские храмы - это доказывают археологические и письменные источники. Но больше всего было мусульман и христиан. Население этого города составляло 80-100 тысяч человек. По тем временам это был огромный город, больше, чем в то время Рим, Париж, Лондон и любой другой европейский город. Уже через несколько десятков лет после строительства первых зданий в городе появились шумные базары, караван-сараи, торговые ряды кузнецов, оружейников, ювелиров, кожевников.
Многочисленными археологическими экспедициями было найдено помимо жилых и общественных зданий, большое число золотоордынских монет с изображениями орлов, льва, барса, барана, цветочных розеток и т.д. Также среди «трофеев» археологов были: изразцы, архитектурный декор, глазурованная керамика и китайский селадон (фарфор), в частности чаша с изображением дракона, фляга типа черепахи со штампованным орнаментом, сфероконический сосуд для перевозки благовоний и ртути, много бронзовых, костяных изделий и украшений. Например, два перстня: один, серебряный, со вставкой из сердолика с изображением павлина, второй - с надписью на арабском языке.
Коллекции находок с «Селитренного городища» хранятся в фондах Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника, Государственного исторического музея, Эрмитажа.
В настоящее время часть средневекового города находится под современным селом Селитренное. Большая часть памятника находится под угрозой естественного уничтожения. На всей территории памятника зафиксированы следы деятельности современных «кладоискателей».
Однако уже сегодня мы можем подробно ознакомится с жизнью первой столицы Золотой Орды, восстановленой в музее «Селитренное городище», который был учрежден 1 января 2004 года постановлением Главы администрации Астраханской области Анатолия Гужвина.
Краткая справка:
Первое письменное упоминание о городе относится к 1254 г., когда его посетил посол французского короля Людовика IX Гильом Рубрук. В 1261 г. митрополит Кирилл учредил в Сарае отдельную русскую епархию. Фортификационных сооружений вокруг города не было, но в период феодальных усобиц (1359-1380 гг.) часть его была обнесена невысоким валом.
В 1333 г. в городе побывал арабский путешественник Ибн-Батута. Он застал огромных размеров город с широкими улицами, населенный разными народами: монголами, асами, кипчаками, черкесами, русскими и византийцами. Причем каждый из этих народов жил в отдельной части города. Ал-Омари, со слов хорезмийского купца, называет Сарай «великим городом» с роскошной ханской резиденцией в центре. Вскоре после этого столица была перенесена выше по течению Ахтубы - в Сарай-ал-Джедид или Сарай-Берке, расположенный в нынешней Волгоградской области. Но город (Сарай-Бату) долгое время сохраняет свое значение как крупный торговый и ремесленный центр. Он бы мог процветать еще многие столетия, но раздоры в Золотой Орде между ханами и их окружением привели к ослаблению гигантского военно-феодального государства, которому платили дань многие города и страны, в том числе и Русь. Предел процветанию города в низовьях Волги положило нашествие еще более жестокого завоевателя из Средней Азии - Тимура (Тамерлана). Разбив войска великого хана, он разорил многие города Золотой Орды, взял огромную добычу, как писали о том арабские путешественники и историки. Тимур разорил все окрестные города, но Сарай почему-то не тронул.
В XV веке жизнь в городе замирает, жители покидают его руины, и Сарай-Бату стал городищем, местом для ломки кирпича и кладоискательства. Торговые пути переместились дальше, и купцы больше не везли сюда драгоценные ткани, меха, оружие, ювелирные украшения и рабов. Неподалеку стал расти другой город Хаджи Тархан, название которого унаследовала современная Астрахань.
В период присоединения Астраханского ханства к Руси о Сарае забыли. Но затем вспомнили, когда началось строительство Астраханского кремля в XVI веке. Тогда многие полуразрушенные строения городища, по приказу царя, стали источником кирпича для новых сооружений Астрахани. В начале XVIII века на руины Сарай-Бату вернулись люди, здесь вырос поселок добытчиков обнаруженной на буграх селитры. Для ее переработки по указу Петра I были построены селитренные заводы. Затем запасы ее иссякли, однако поселок так и остался - Селитренным.Городище долго не вызывало интереса ученых. Первые попытки научных исследований были предприняты в 18 веке и были связаны с посещением и описанием руин различными путешественниками и исследователями. Первым в этом деле был выдающийся ученый и государственный деятель В.Н.Татищев. В 1741 г. он был назначен начальником Калмыцкой комиссии и направлен русским правительством на Нижнюю Волгу для улаживания междоусобицы, вспыхнувшей между калмыками. Селитренный городок он выбрал в качестве своей ставки. Он мог наблюдать микрорельеф города, который до нашего времени не сохранился. В.Н.Татищев отметил границы города, идущие в глубь степи (от 3 до 5 верст), вал и ров, керамические водопроводные трубы; собрал коллекцию монет, майоликовых плиток и мозаик, стекол и т.д.
И только в начале XX века начались раскопки городища под руководством Ф. Баллода и П. Рыкова. Эти работы дали представление о некогда богатой и пышной столице Золотой Орды. Археологические исследования показали, что на берегу Ахтубы был огромный город со своеобразной архитектурой, техникой, искусством. Сеть оросительных каналов, фундаменты дворцов и мечетей, наличие водопровода и центрального отопления в крупных зданиях удивили исследователей. О художественном вкусе древних мастеров говорили многочисленные остатки керамики, изразцов, богато украшенных разноцветной глазурью и орнаментами, арабской вязью. Были здесь найдены и серебряные монеты, медные и бронзовые перстни и многое другое. Историки считают, что в период расцвета здесь жило до ста тысяч человек. А в Лондоне того времени - не более двадцати тысяч.
«Приволжские Помпеи»
Так назвал Селитренское городище профессор Ф. Баллод... Майским днем мы приехали на городище, расположенное в часе езды от газового комплекса. Работы еще не велись. Поволжская археологическая экспедиция, которая вот уже 45 лет ведет здесь раскопки, только готовилась к выезду в поле. Мы осмотрели ряд бугров, увидели буквально на каждом остатки горелого кирпича и обломки керамики. Сопровождающий нас директор только что созданного распоряжением губернатора филиала Астраханского государственного музея-заповедника Е. М. Пигарев рассказал, что уже 15 лет участвует в раскопках. Весной 2004 года на окраине села, при прокладке траншеи, связистами были вскрыты и исследованы археологами остатки золотоордынского дома и подземный склеп-кархана. Их датировали XV веком.
- Создание здесь научного центра археологии и краеведения преследует две цели, - сказал Евгений Михайлович. - Надо исследовать и сохранять городище, не допускать уничтожения археологического памятника, что, к сожалению, бывало прежде. В перспективе рассчитываем на помощь властей в ремонте помещения под будущий музей, обустроим раскопы на городище для посещения их туристами, оформим экспозицию находок. За годы работы экспедиции много чего найдено, исследовано - керамика, изразцы, фарфор, монеты, украшения. Металл, правда, попадается редко - его давно собрали кладоискатели...
Мы проводили опрос в Интернете - очень много людей хотели бы побывать на городище. Это радует.
Мы опустились к подножию большого бугра над Ахтубой - там, где река размыла его основание, были хорошо видны несколько слоев битого кирпича, подпирающих кручу. По словам археолога, здесь стояло крупное здание, а когда стены разрушались - поверх них ставили новые, кирпичи скрепляли алебастром. Рядом на берегу еще находки - спекшиеся комья земли и глины - остатки горнов и печей там, где были мастерские ремесленников. И всюду осколки цветных изразцов в среднеазиатском стиле, - Село расположено примерно в центре городища, - продолжает Е.М. Пигарев, - здесь в XIV веке все было по-городскому - водопровод, общественные бани, караван-сараи, базары. И до сих пор сельчане иногда находят в подполе своих домов огромные кувшины - хумы для хранения зерна.
Затерянный во времени
Археологов, затративших полвека на изучение городища, удивляет одна его особенность: культурный слой здесь прослеживается с конца XIII века по XV век. Дальше - и внизу, и вверху - пусто. И раньше, и позже, выходит, здесь никто не жил. А остатки города использовали новые поколения для своих хозяйственных построек. И он исчез. Но где же могилы великих ханов.
- На расстоянии двух дней пути каравана были найдены остатки фундаментов некрополя, - отвечает на вопрос Е.М. Пигарев. - Там были, видимо, захоронения ханов и знатных вельмож. Но воины Тимура все уничтожили, Хотя есть следы мавзолея со стороной в 50 метров - здесь, скорее всего, была усыпальница великого хана Узбека. Но пока исследования там не ведутся...